30.01.2021

КАК ВЫЙТИ

ИЗ ПАРТНЕРСТВА ПО БИЗНЕСУ,

а также сохранить деньги и конструктивные деловые отношения

Качественный корпоративный договор содержит подробное описание для сценариев выхода партнеров из бизнеса: выход одного участника, совместная продажа бизнеса, решение тупиковых ситуаций через выкуп доли и др.

Что делать если партнеры построили совместный бизнес, но забыли, или из-за самоуверенности, не стали фиксировать договоренности "на берегу"?

Предприниматели могут вести деятельность более двадцати лет, работая с полной отдачей. В малом и среднем бизнесе это требует практически круглосуточного присутствия, отсутствия выходных и отпусков. Затем нередко возникают ситуации, когда один из соучредителей хочет отойти от дел, не оформив четко определенные отношения с другими партнерами.

Как лучше действовать, чтобы уточнить свою долю, а затем продать ее другим учредителям, "сбросить" на общество или продать третьем лицам?
Три основных правила правила выхода из бизнеса
1
Сохранить отношения с партнером (партнерами) на таком уровне, когда еще возможно вести продуктивные переговоры.
Если бизнес-партнеры приняли решение разойтись, то, скорее всего, их отношения уже непоправимо разрушены. Однако, сохранить возможность даже просто вести конструктивное общение по-прежнему важно. Это поможет упростить процесс выделения и продажи доли, особенно для тех партнеров, кто заранее не обговорил порядок выхода из общего бизнеса и не имеет четкого понимания размеров своих долей. В данном случае, именно эффективные переговоры могут стать ключом к справедливому разделу активов при выходе из бизнеса.
2
После принятия для решения о выходе из бизнеса удвойте бдительность, особенно в отношении документов.
Если партнерам удается поддерживать нормальные отношения, что прекрасно само по себе, они должны сохранять осторожность. Это происходит потому, что партнеры, подозревающие, что коллега хочет их покинуть, могут попытаться уменьшить его долю. В этом случае им придется купить его долю по полной стоимости. Это “размытие” доли может быть осуществлено, например, путем подмены документов о размерах долей и уставном капитале. Партнеры также могут пытаться полностью “выжать” уходящего партнера, используя, к примеру, схемы с кредитами и двойными квитанциями на сумму, равную доле или превышающую ее, чтобы затем через исковое заявление заставить партнера уступить долю в оплату несуществующего долга. Мне лично приходилось сталкиваться с такими случаями.

В дополнение к осторожности, следует активно собирать доказательства, подтверждающие финансовое состояние фирмы, стоимость её активов и размеры долей.
3
Не верьте словам - создавайте письменные следы всех договоренностей
Это правило подразумевает не только официальное документирование всех достигнутых договоренностей в процессе переговоров, но также необходимость консультации с независимым юристом по вопросам процедуры выхода из бизнеса и последних сделок компании, включая сделки, связанные с партнерством. Обращение к юристам поможет избежать возможных ловушек со стороны партнеров и обеспечить получение справедливой доли.

Если стоит задача выйти, например, из ООО, у участника общества есть три возможных варианта: продать свою долю другим участникам, самому ООО или третьему лицу. Но в отношении этих процедур есть ограничения. Закон предусматривает преимущественное право участников и самого общества на покупку (если это предусмотрено уставом).

Самый простой вариант — продать свою долю или ее часть одному или нескольким участникам ООО, так как, по общему правилу, согласие остальных участников не требуется (если иное не предусмотрено уставом предприятия) и преимущественное право покупки не становится препятствием.

Доля в бизнесе может быть продана третьему лицу, если другие участники или само общество в целом не заинтересованы в этой доле. То, что общество может иметь интерес к выкупу собственной доли для многих прозвучит странно, однако юридическое лицо является самостоятельным субъектом прав; а если генеральный директор не является участником общества, то в этом больше человеческой логики.

Создать универсальное руководство к действию по выходу для всех бизнесов и всех партнеров, , нереально, потому что многое обуславливается взаимоотношениями между партнерами, содержанием устава, наличием или отсутствие корпоративного договора.

Ключевой момент: бизнес - это не объект, а процесс; поэтому корпоративная война (даже маленькая) всегда обходится для бизнеса и его собственников дороже, чем найти компромиссный вариант, пойти на конструктивные уступки, но при этом разойтись по-хорошему.